Важно понимать, что кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, осуществляемый командой специалистов, включающей аудиологов, отохирургов, сурдопедагогов, психологов, инженеров, физиологов и др.
Кохлеарная имплантация – это не разовая акция, а комплексный, многоэтапный метод реабилитации, который состоит из 3-х основных этапов:
- Первый этап - предварительное обследование пациента, определение возможности проведения кохлеарной имплантации. На этом этапе решаются вопросы об эффективности и необходимости кохлеарной имплантации персонально для каждого пациента.
- Второй этап - хирургическая операция. Во время операции корпус импланта размещается под кожей за ухом человека, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку. Операция кохлеарной имплантации продолжается обычно около двух часов и не является технически сложной. Через месяц после операции остается небольшой шрам за ухом, который скрывают волосы.
- Третий этап кохлеарной имплантации - реабилитация. Через 3-6 недель после операции проводится подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и первичная настройка речевого процессора. С этого момента пациент может пользоваться преимуществами кохлеарного импланта и слышать звуки. Речевой процессор на этом этапе настраивается, выбирается стратегия кодирования речи, создаются индивидуальные программы прослушивания для получения максимального эффекта у пользователя кохлеарного импланта. Эта работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений. На третьем этапе начинаются занятия с сурдопедагогом с целью развития речевой функции.
Первая настроечная сессия, как правило, проводится в течение шести дней (по три дня в течение двух недель). Далее сессии проводятся раз в три месяца в течение одной недели в первый год после операции. В последующие годы контроль за картой процессора и реабилитационные сессии проводятся один-три раза в год.
Продолжительность третьего этапа строго индивидуальна, зависит от многих факторов, таких как: состояние речевой функции (пре- или постлингвальная потеря слуха), длительность потери слуха, слуховой потенциал пациента, способность пациента к обучению и пр., и может составлять от нескольких месяцев, у внезапно оглохших взрослых, до нескольких лет у маленьких детей с врожденной глухотой.
Для имплантированных детей особое значение приобретает взаимодействие между аудиологом, сурдопедагогом и родителями, а также эмоциональный контакт каждого из них – с ребенком. Аудиологу для успешной настройки речевого процессора необходимо наличие у пациента некоторых умений (реагировать на присутствие или отсутствие звука, сосчитать количество звучаний, определить субъективно ощущаемую абсолютную или относительную громкость звука и др.). Сурдопедагог может определить и показать, как, какими способами научить ребенка этим умениям. Однако основной процесс обучения, автоматизации необходимых умений должен обеспечиваться родителями в домашних условиях.